VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Государственно-частное партнерство как инструмент повышения инвестиционной активности Управления социальной политики администрации Пуровского района ЯНАО

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002052
Тема: Государственно-частное партнерство как инструмент повышения инвестиционной активности Управления социальной политики администрации Пуровского района ЯНАО
Содержание
     Содержание
     
Список сокращений ……………………………………………………………
3
Введение ……………………………………………………………………….
4
1. Теоретические основы государственно-частного партнерства …………..
8

1.1. Сущность, модели и принципы реализации государственно-частного партнерства …………………………………………………….

8

1.2. Правовое регулирование взаимодействия государства и бизнеса в инвестиционной сфере ……………………………………………………

19

1.3. Формы привлечения инвестиций в ГЧП-проекты …………………
25
2. Государственно-частное партнерство как инструмент повышения инвестиционной активности Управления социальной политики администрации Пуровского района ЯНАО ………………………………….


34

2.1. Характеристика инвестиционных процессов в Ямало-Ненецком  автономном  округе ……………………………………………………….

34

2.2. Формирование благоприятного инвестиционного климата для проектов государственно-частного партнерства в Ямало-Ненецком автономном округе…………….. …………………………………………


42
3. Повышение инвестиционной активности в Ямало-Ненецком автономном округе путем реализации механизмов государственно-частного партнерства …………………………………………………………..


50

3.1. Основные проблемы  реализации в действующем механизме государственно-частного партнерства …………………………………..

50

3.2. Повышение инвестиционной активности в реализации проекта «Урал Промышленный - Урал Полярный»………………………………

56
Заключение ……………………………………………………………………..
67
Список использованных источников и литературы …………………………
71

     
Список сокращений 
     
АУ
Автономное учреждение
ВВП
Валовой внутренний продукт
ВТО
Всемирная торговая организация
ГКЧП
Государственно-частное партнерство
ГРЭС
Государственная районная электрическая станция 
ЖКХ
Жилищно-коммунальное хозяйство
ИТ
Информационные технологии
НО
Некоммерческая организация
ОАО
Открытое акционерное общество
ООО
Общество с ограниченной ответственностью 
ОЭСР
Организация экономического сотрудничества и развития  
РФ
Российская Федерация
ЯНАО
Ямало-Ненецкий автономный округ

     
Введение
     
     Актуальность темы исследования. Потребности формирования глобальной  системы международного производства способствуют активному вовлечению в процесс инвестирования капитала все более широкого круга участников.  Глобализация экономических процессов вызывает острую необходимость глубоких структурных изменений в экономике, и динамика этих изменений во многом  определяется темпом экономического роста, который может быть обеспечен лишь в  условиях притока в экономику широкомасштабных инвестиций.
     Идея модернизации в настоящее время занимает центральное место в определении путей формирования новой, посткризисной модели развития российской экономики, обеспечивающей ее устойчивость и качественно новую роль в системе мирохозяйственных связей. Модернизация как системный процесс предполагает не только технологические, продуктовые, управленческие и иные новации в производстве, т.е. на микроуровне экономики. Модернизация в равной мере интегрирует в себе переход к качественно новому этапу развития общества и государства в целом; этапа, на котором все основные экономические отношения и институты (институты рынка, предпринимательства, публичного управления и гражданского общества) должны получить более зрелое, отвечающее требованиям дня содержание. В этом плане можно говорить о макроэкономическом и даже институциональном содержании или обеспечении процессов модернизации в России.
     Таким образом, инновационно-технологическая модернизация российской экономики должна быть дополнена и подкреплена обновлением институтов права, государства (в том числе, всех систем и уровней государственного управления), существенным обогащением всех направлений и форм деятельности институтов гражданского общества. Одним из направлений институционального обеспечения процессов модернизации российской экономики выступает развитие практики ГЧП (государственно-частное партнерство).
     Взаимодействие частного бизнеса и органов государственной власти для решения, общественно значимых задач возникло давно не только в мире, но и в Российской Федерации.
     Актуальность темы выпускной квалификационной работы  заключается в том, что в условиях сегодняшней экономической ситуации неизбежно будут усиливаться риски привлечения инвестиций в регионы. Впрочем, негативный экономический фон открывает перед регионами и новые возможности. Резкая девальвация рубля снова превращает Россию в страну с достаточно низкими издержками производства и относительно емким рынком. Поэтому для определения и возникновения благоприятного инвестиционного климата в России связанно с четким государственным регулированием в системе инвестиционной деятельности. Роль государства в инвестиционном процессе предприятия может выступать в разных формах - как в форме прямых бюджетных инвестиций, так и в непрямых формах - создании условий для привлечения инвестиций в экономику.
     Объектом исследования являются формы государственно-частного партнерства и их реализация в различных сферах.
     Предметом исследования являются достигнутые результаты и проблемы государственно-частного партнерства в Ямало-Ненецком автономном округе.
     Цель исследования состоит в изучении механизма государственно-частного партнерства на региональном уровне, в частности, государственно-частного партнерства как инструмента повышения инвестиционной активности. 
     Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 
     1) раскрыть сущность, модели и принципы реализации государственно-частного партнерства;
     2) изучить правовое регулирование взаимодействия государства и бизнеса в инвестиционной сфере;
     3)  рассмотреть формы привлечения инвестиций в ГЧП-проекты;
     4) охарактеризовать инвестиционные процессы в Ямало-Ненецком  автономном  округе;
     5) оценить деятельность регионального субъекта, а именно Ямало-Ненецкого АО в области формирования положительного инвестиционного климата посредством участия в проектах государственно-частного партнерства Ямало-Ненецкого автономного округа;
     6) исследовать основные проблемы реализации в действующем механизме государственно-частного партнерства в Ямало-Ненецком автономном округе;
     7) разработать основные направления повышения инвестиционной активности в Ямало-Ненецком автономном округе путем реализации проектов государственно-частного партнерства и оценить их эффективность.  
     Теоретической основой исследования послужили труды отечественных авторов в области государственно-частного партнерства: Р.Г. Абасова, Г.А. Борщевского, М.Я. Веселовского, М.Л. Грачевой, З.Г. Даниловой, Ю.С. Емельянова, А.А. Ефремова, В.А. Кабашкина, А.О. Казакова, Е.В. Козловой, С.М. Кузьминой, С.С. Литвякова. Д.А. Петрова, В.Е. Сазонова и др. 
     Эмпирическая и информационная база исследования. Для разработки основных положений исследования большую роль сыграли законодательные и нормативные акты Российской Федерации, органов государственного и муниципального управления Ямало-Ненецкого автономного округа, данные Территориального органа государственной статистики по Ямало-Ненецкому автономному округу, касающиеся динамики инвестиционных процессов при реализации государственно-частного партнерства. 
     В качестве  информационной базы в работе использовались данные, содержащиеся в диссертационных исследованиях, монографиях, научных статьях, материалах периодической печати, информационных и аналитических материалах, а также материалы, публикующиеся в электронных средствах массовой информации (сети Интернет).
     Основными методами исследования являются изучение и анализ научной литературы; изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики.
     Практическая значимость работы заключается в оценке деятельности субъекта ЯНАО в области формирования положительного инвестиционного климата посредством участия в проектах государственно-частного партнерства Ямало-Ненецкого автономного округа и исследовании основных проблем реализации в действующем механизме государственно-частного партнерства.
     Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 55 источников. Выпускная квалификационная работа содержит  8 таблиц и 6 рисунков; основной текст изложен на 70  листах. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
1. Теоретические основы государственно-частного партнерства 
     
     1.1. Сущность, модели и принципы реализации государственно-частного партнерства
     
     Существует достаточно большое число определений значимости государственно-частное партнерство. Среди них можно отметим определение Всемирного банка. Данное определение заключается в том, что государственно-частное партнерство это есть соглашение, заключаемое между государством и частной компанией (бизнес) на производство и оказание инфраструктурных, а также социальных услуг с целью привлечения дополнительных инвестиций и повышения эффективности бюджетного финансирования. Можно сказать, что государственно-частное партнерство в инновационной сфере, характеризуется как сотрудничество, при котором государство и частная компания имеют равные права, и заинтересованы в друг в друге.
     Создания партнерства между государством и бизнесом является добровольное (рис. 1).1 Участие государства в инновационных процессах влечет к необходимости разработки инноваций в различных сферах экономики и социального направления, в развитии которых, бизнес либо не заинтересован, либо участвовать без участия государства отказывается, из-за значительного капиталовложения в проекты и долгосрочной окупаемости. Одновременно государство старается реализовать задачи и создать удовлетворительные условия по созданию для частного сектора стимулов к инновациям, в которых особенно нуждается сегодняшнее производство. В инновационной сфере этих обстоятельства крайнее важны.
     Мотивация государства в партнерстве с частными компаниями это: привлечение дополнительных финансовых ресурсов и средств в приоритетные направления развития науки, технологий и техники, позволяющие ускорить переход к инновационной модели экономики; заинтересованность в реализации ГЧП-проектов и в достижении их коммерческих эффектов; стимулирование развития малого и среднего инновационного предпринимательства; уменьшение стоимости госзаказа и повышение его качества; совершенствование взаимосвязей между субъектами и расширение их в направлении инновационной инфраструктуры;.

     Рис. 1. Выгоды от реализации ГЧП-проекта
     
     Мотивация для бизнеса - возможность получить прибыль в новых для него сферах экономики, на условиях коммерческой выгоды и распределения рисков. Бизнес, получает от государства определенный набор благоприятных льгот и гарантию роста его доходов в проекте, а также получает права на результаты инновационных разработок с возможностью дальнейшей их применения в своем направлении бизнеса. Можно сказать, что государство в при реализации ГЧП-проектов выступает для бизнеса определенным гарантом.2
     При формирование государственно-частного партнерства между государством и бизнесом в направлении инновационной сфере, возникает институциональный и организационный альянс государственной власти и бизнеса, данный факт формирования должно соответствовать условиям нестабильной экономики и основываться на следующих методологических принципах:
     1. Принцип равенства сторон и свободы выбора действий. Этот принцип является важным и проявляется в ГЧП в нескольких взглядах. Во-первых, равенство всех экономических агентов в доступе к услугам, которые оказываются частными фирмами в сфере общественных и социальных услуг, во-вторых, при заключении контрактов ГЧП присутствует признаки равного права перед всеми частными фирмами, в-третьих, партнеры имеют право выбирать методы и формы достижения целей, стоящих перед партнерством, одним словом предоставляется свобода выбора действий.
     2. Принцип стабильности контракта ГЧП и одновременно возможности его изменения и адаптации. Контракт ГЧП – это договор, соглашение со взаимными обязательствами и ответственностью сформированный в комплексный документ, который рассчитан на долгосрочную реализацию. В нем прописываются такие пункты как обязанности и права сторон, минимальная величина прибыли частного партнера, формы и гарантии государственной поддержки. Контракт должен отражать стабильность в течении всего срока действия. 
     3. Принцип ответственности за выполнение контракта. Частная фирма при заключении контракта обязала себя в отношениях с государством, следовательно, являясь партнером, который обязан предоставлять услуги экономическим агентам согласно условиям контракта, в данной ситуации ответственность за их выполнение выше, чем при договорных обязательствах между частными компаниями, что обусловлено публично-правовым характером отношений ГЧП. У частной компании отсутствуют права на приостановление своей деятельность в проектах ГЧП, так как данный факт неудовлетворительно скажется на определенную категорию социального общества, являющейся потребителем общественных благ или услуг. Все вытекающие трудности частная компания должна решать с государством путем переговоров в упреждающем порядке, предвидя возможные риски.
     4. Принцип конкурентности. Это принцип возникает на этапе проведения конкурса при заключении с государством контракта ГЧП. За счет конкуренции между частными компаниями за участие в проекте ГЧП государству дана возможность выбрать наиболее приоритетного, профессионального и эффективного партнера, при этом снизить затраты по проекту в целом.
     5. Принцип открытости и обратной связи. Общество, в интересах которого реализуются проекты ГЧП, должно иметь доступность к информации о состоянии организации, ее финансовых, экономических и иных критериях и оценок, нормах и качестве оказываемых услуг. Для этого требуется обеспечить коммуникационными ресурсами и каналами связи между потребителями и государственными органами не исключая и частные фирмы, для обеспечения и осуществления контроля за качеством предоставляемых услуг.
     6. Принцип невмешательства. После заключения контракта ГЧП государство не имеет права вмешиваться в хозяйственно-административную деятельность частной фирмы — партнера, которая самостоятельно принимает все административно-хозяйственные, управленческие, кадровые и иные решения. Ей на праве собственности принадлежат производимая продукция и получаемая прибыль. 
     7. Принцип гарантий и стимулирования. Государство применяет обширную систему стимулов по привлечению частных компаний к фигурированию в проектах ГЧП: льготный режим налогообложения, дотации из бюджета, специальные таможенные режимы, снижение размера концессионных платежей, софинансирование, гарантии по прибыльности, займам, поставкам, арендной платы, закупкам и т.п.3
     На основе принципов ГЧП можно назвать два основных подхода к выделению моделей ГЧП (табл. 1), которые рассмотрим применительно к промышленности и научно-инновационной сфере деятельности.
     Согласно первому подходу, это такие базовые модели, как модель оператора, кооперации, концессии, договора, временной передачи прав, характеризующиеся специфическими формами отношений собственности, управления и источниками финансирования. В табл. 1 указанные модели представлены в соответствии с присущими им формами собственности, управления и финансирования.4
     Таблица 1
     Классификация моделей ГЧП, применяемых в инфраструктурных проектах, промышленности, науке 
Модель ГЧП
Форма ГЧП
Собственность
Управление
Финансирование
Модель оператора
Договор на оперативное управление
Частная/
государственная  собственность
Частное
Частное
Модель кооперации 
Совместные предприятия, акционирование
Частная/
государственная собственность
Частное / государственное
Частное/
государственное
Модель концессии
Концессии (на реконструкцию, дизайн существующего объекта или строительство нового)
Государственная
Частное / государственное
Частное/
государственное
Модель договорная
Сервисные контракты и контракты на управление
Частная/ государственная
Частное
Частное
Модель временной передачи прав
Аренда, лизинг, соглашения о разделе продукции
Частная
Частное / государственное
Частное/
государственное
     
     Как правило, указанные модели встречаются не в чистом виде, а в смешанном. Выбор из данных базовых моделей определяет государство. Рассмотренные модели ГЧП расположим в порядке усиления роли права частной собственности (рис. 2).5

     Рис. 2. Модели ГЧП в порядке увеличения права частной собственности
     
     Из рисунка видно, как увеличивается степень фактического участия частного объекта в совместных государственно-частных проектах в зависимости от избранной формы партнерства и масштабов передачи правомочий собственника частному предприятию.
     Согласно второму подходу, обозначенному в табл. 1 в зависимости от целей создания ГЧП, для его функционирования выделяют три модели: организационную, модель финансирования и модель кооперации. В модели организационного характера сотрудничество государственного и частного партнеров реализуется с помощью привлечения третьих фирм, переуступки отдельных или частичных функций и контрактных обязательств, с использованием возможности передачи объекта во внешнее управление и т.п. К данной модели относятся концессионная форма ГЧП.
     Аренда, все виды лизинга, формы ГЧП с применением проектного финансирования относиться к модели финансирования.6
     Модель кооперации это одна из моделей при которой всевозможные формы и методы объединения усилий нескольких партнеров, отвечающих за отдельные стадии общего процесса создания новой потребительской стоимости в интересах общества (объектов инфраструктуры, товаров, услуг). Такая кооперация требует сложных управленческих систем, в том числе холдингов (например, по сооружению объектов социальной и производственной инфраструктуры и их эксплуатации).
     Рассмотрим особенности форм и моделей ГЧП в научно-инновационной сфере.
     Есть основания полагать, что формы и модели партнерства государства и бизнеса, рассмотренные применительно к инфраструктурным объектам и промышленности, в основном применимы и к научно-инновационной сфере. Например, когда партнерство касается строительства объектов инновационной инфраструктуры: технопарков, бизнес-инкубаторов или производства современного высокотехнологичного оборудования, или управления крупным инновационным проектом. Но вопрос форм и моделей ГЧП в научно-инновационной сфере у российских исследователей почти не освещен. Так, в качестве форм можно выделить кооперативные соглашения, договоры о совместной деятельности (аналог — организационно-правовая форма простого товарищества) и договоры на научные исследования и инновационное сотрудничество (договор подряда, договор на выполнение НИОКР).
     В то же время немецкие специалисты выделяют две основные модели ГЧП в сфере НИОКР:
     ­ модель обмена, которая ориентирована на конкретный проект;
     ­ модель «пула», которая представляет собой институциональное партнерство, долгосрочную кооперацию.7
     В первом случае между партнерами, преследующими общую цель и направляющими свои ресурсы на ее достижение, в рамках договорных отношений происходит результативный обмен исследовательской работы по конкретному общественно значимому проекту. Права на применение полученных результатов обозначаются в договоре.
     Во втором случае в рамках институционального партнерства осуществляется объединение частных и государственных ресурсов в так называемый «пул». Данная модель применяется в основном в тех случаях, когда требуется создать совместную фирму для производства в течение долгосрочного времени новой продукции или услуг, которые предполагается разработать в процессе масштабного проекта.
     Такой тип исследовательской организации является инструментом долгосрочной кооперации науки и производства, быстро реагирующей на появление новых целей и направлений исследований и открытой для восприятия новых идей. Роль бизнеса при этом может ограничиваться простым финансированием проекта, но иногда речь идет об организациях, в которых университетский исследователь и частная компания совместно работают над одной темой.
     ГЧП играет главную роль в расширении связей научных организаций с промышленными фирмами. Стимулирование процессов коммерциализации интеллектуальной продукции университетов и государственных исследовательских организаций находится в центре внимания разработчиков инновационной политики практически всех стран ОЭСР. При этом ГЧП в научно-инновационной сфере специфично тем, что может быть инициировано как со стороны государственной власти, так и со стороны частной компании (в таком случае целесообразно говорить о частно-государственном партнерстве).8
     Основа концепции ГЧП заключается в том, что и государство, и бизнес имеют свои собственные специализации и преимущества, при объединении которых образуется эффект синергии. Чтобы этот эффект был достигнут, партнерство государства и бизнеса должно происходить в благоприятной институциональной среде. Рассмотрим финансовые и организационные инструменты институциональной среды ГЧП.
     Под институциональной средой государственно-частного партнерства будем понимать совокупность формальных и неформальных правил объединения нематериальных и материальных ресурсов государства, органов МСУ и частного лица на взаимовыгодной договорной основе для создания общественных благ или оказания общественно значимых услуг в различных производственных и социальных отраслях, а также методов принуждения к их исполнению. Неформальные институты (устоявшиеся нормы и правила поведения) складываются в самом обществе на протяжении продолжительного времени, в то время как формальные институты — это легальные рамки поведения, нормативно-правовые акты, исходящие от государства. Легальные рамки не всегда легитимны, поскольку они могут не совпадать с устоявшимися в обществе неформальными нормами, что будет препятствовать их эффективному применению. В целях соблюдения обществом формальных правил поведения государство устанавливает специальные меры принуждения. Роль государства заключается в регулировании экономических отношений на институциональном уровне, в формировании благоприятной институциональной среды.
     Элементы институциональной среды государственно-частного партнерства представлены на рис. 3.9

     Рис. 3. Элементы институциональной среды ГЧП
     
     Финансово-экономические и организационные инструменты институциональной среды играют главную роль в реализации проектов ГЧП — это механизмы, обеспечивающие инвестирование, гарантирование частных инвестиций и организацию взаимодействия между государственными и частыми партнерами. Здесь следует выделить инвестиционные фонды, фонды венчурного финансирования, промышленно-производственные и технико-внедренческие особые экономические зоны, промышленные и инновационные кластеры, технопарки, технологические платформы. Рассмотрим эти инструменты подробнее.
     Разнообразие моделей, форм и инструментов ГЧП, подразумевая различные варианты их применения, позволяет классифицировать виды ГЧП. В табл. 2 представлен вариант классификации видов ГЧП по восьми основным признакам.10
     Инновационно-технологическая модернизация российской экономики должна быть дополнена и подкреплена обновлением институтов права, государства (в том числе, всех систем и уровней государственного управления), существенным обогащением всех направлений и форм деятельности институтов гражданского общества. Одним из направлений институционального обеспечения процессов модернизации российской экономики выступает развитие практики ГЧП11.
     Взаимодействие государства и бизнеса для решения важнейших, общественно значимых задач возникло давно не только в мире, но и в Российской Федерации.
     ГЧП играет важную роль в расширении связей научных учреждений с промышленными компаниями. Стимулирование процессов коммерциализации интеллектуальной продукции университетов и государственных исследовательских организаций находится в центре внимания разработчиков инновационной политики практически всех стран ОЭСР. При этом ГЧП в научно-инновационной сфере специфично тем, что может быть инициировано как со стороны частной компании, так и со стороны государственной власти (в таком случае целесообразно говорить о частно-государственном партнерстве).
     Таблица 2
     Классификация видов ГЧП
№
п/п
Классификационный признак ГЧП
Виды ГЧП
1
По объектам (сферам) применения
Промышленные, инфраструктурные


Научно-инновационные


Социальные
2
По срокам реализации
Срочные: кратко-, долго- и среднесрочные


Условно бессрочные


Реализуемые до достижения определенных ключевых показателей
3
По количеству участников 
Дуо-партнерство (государство, бизнес)


Трио-партнерство (государство, бизнес, научная организация)


Кварто-партнерство (государство, бизнес, научная организация)
4
По уровню государственной власти
ГЧП федерального значения


ГЧП регионального значения


ГЧП муниципального значения


ГЧП смешанные (межгосударственные, межрегиональные и т.п.)
5
По роли государства в финансировании
С пассивной ролью государства в финансировании


С паритетной ролью государства в финансировании


С ведущей ролью государства в финансировании
6
По вещному праву, на основе которого реализуется ГЧП 
Основанное на праве собственности


Основанное на арендном праве


Основанное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления


Основанное на иных вещных правах


Предусматривающее трансформацию вещных прав на объект ГЧП по времени
7
По инновационной направленности
Нацеленное на инновационный результат


Вызывающее вторичный инновационный эффект


Не инновационное
8
По модели реализации
ГЧП по организационной модели


ГЧП по модели финансирования


ГЧП по модели кооперации
     
     Основа концепции ГЧП состоит в том, что и государство, и бизнес обладают своими собственными специализациями и преимуществами, при объединении которых создается эффект синергии. Чтобы этот эффект был достигнут, партнерство государства и бизнеса должно происходить в благоприятной институциональной среде. Рассмотрены финансовые и организационные инструменты институциональной среды ГЧП.
     Финансово-экономические и организационные инструменты институциональной среды играют главную роль в реализации проектов ГЧП — это механизмы, обеспечивающие инвестирование, гарантирование частных инвестиций и организацию взаимодействия между государственными и частыми партнерами. Авторы выделяют инвестиционные фонды, фонды венчурного финансирования, технико-внедренческие и промышленно-производственные особые экономические зоны, промышленные и инновационные кластеры, технопарки, технологические платформы.12
     
     
     
     1.2. Правовое регулирование взаимодействия государства и бизнеса в инвестиционной сфере 
     
     В настоящее время в России слабо развито законодательное и правое регулирование направленное на развитие государственно-частного партнерства . Только начато формирование механизмов, принципов и правил регулирующих  развитие данного института. Предлагаемые проекты редко интересуют инвесторов по причине того, что они зачастую дороги, с низкой окупаемостью, и не относятся к сектору высоких технологий. На волне существующего технологического разрыва с уровнем лидирующих в экономике стран, возникает острая необходимость в проектах инноваций с бюджетом вложений доступных размеров.
     Трудности применении партнерства между государством и частным капиталов как со инвесторов возникают в большей части по причине слабой правовой базы в этой сфере, на всех уровнях власти, в том числе и национальном.
     На сегодняшний день правовые акты, регламентирующие эту сферу разрабатывались в 69 регионах страны. На национальном уровне введены акты, создающие основу развития в этой  сфере «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (от 05.04.2013 № 44-ФЗ) «О концессионных соглашениях» (от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ) . Косвенное регулирование осуществляется законом «Об особых экономических зонах в РФ»  (от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ). 
    На укрепление правовой базы ГПЧ направлено принятие «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ, вступивший  в силу 01.01.2016).  
    В качестве основной цели данного акта заявлено «создание правовых условий для привлечения инвестиций в экономику страны». Данным законом вводятся основные понятия, принципы партнерства, требования к его сторонам, объекты соглашений между ними. При применении такого партнерства законодательно закрепляется совместное вложение ресурсов, субсидиарное распределение рисков, на основе соглашения между участниками. Законом также определены:
     отношения в процессе разработки предложения, его рассмотрения и принятие решения о реализации проекта;
     полномочия органов власти (государственных и муниципалных), гарантии прав и интересов сторон партнерства,
     порядок регулирования отношений, возникающих в связи с заключением, исполнением и прекращением соглашения о партнерстве;
     ограничение срока, на который может быть заключено соглашение -нижний порог определен тремя годами;
     право органов власти осуществлять контроля выполнения условий соглашения.
     В соответствии с  подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ « Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, которое заключено по результатам конкурсных процедур, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения доступности и повышения качества товаров, работ, услуг, обеспечение которыми потребителей обусловлено полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления, в установленных в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона формах и в рамках которого публичный партнер и частный партнер принимают на себя обязательства в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона».
     Общее определение и формулировка сферы ГПЧ предусмотренное данным законом вполне отвечает потребностям участников. 
     Необходимо отметить цели заключения соглашения о ГЧП, среди которых на первое место законодатель выдвигает привлечение в экономику частных инвестиций, что ведет к возникновению вопроса о рассмотрении ГЧП в качестве разновидности инвестиционной деятельности.
     Чтобы ответить на него, остановиться на наиболее важных признаках, которыми обладает ГЧП  с юридической точки зрения:
     1. Обязательное участие в сотрудничестве публичного партнера с одной стороны и частного партнера — с другой;
     2. Основой реализации является заключение соглашений о государственно-частном партнерстве;
     3.  Ориентация данных соглашений на привлечение дополнительных средств в виде частных инвестиций для решения стоящих перед государством и органами власти общественно-полезных задач в социально-значимых сферах.
     Иные признаки ГЧП возможно принять как факультативные или характерные для узконаправленного законодательства, которое регулирует взаимоотношения, связанные с ГЧП. Таким образом из вышесказанного вытекает следующее определение ГЧП:
     Государственно-частное партнерство является сотрудничеством, реализуемым между органами власти с одной стороны и частным капиталом с другой, на основе заключения соглашений о государственно-частном партнерстве, имеющих цель привлечение частных инвестиций при осуществлении общественно-полезных задач,  по социально-значимым 
     собой направлениям.
Положительную роль в регулировании ГЧП  имели разработанные и реализуемые в 2010-2012 годы государственные программы, касающиеся развития в технической, инновационной и научной  сферах: «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», «Долгосрочный научно-технологический прогноз развития Российской Федерации на период до 2025 года», ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», ФЦП «Национальная технологическая база на 2007-2011 годы» и так далее.
     На федеральном уровне было организованна инфраструктура развития ГЧП в форме создания таких институтов как: Инвестиционный фонд Российской Федерации, ОАО «Российская венчурная компания (РВК)», фонд «Сколково», ОАО «Роснано», АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», кроме того создана некоммерческая государственная организация «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере».
     С 2007 года  осуществляет деятельность  госкорпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» созданная на платформе Внешэкономбанка. Правовыми актами предусмотрено его участие в проектах, реализуемых в форме государственно-частного партнерства. Перенимая пример развитых стран проедены меры по организации деятельности Центра развития государственно-частного партнерства деятельность которого сфокусирована на деятельность в сфере законодательства и аналитики проблем и особенностей формирования государственно-частного партнерства в России. В рамках данной деятельности позже был организован Институт развития государственно-частного партнерства, который на сегодняшний день является разработчиком, и ответственным за ведение электронного журнала «Государственно-частное партнерство в России».
Правовое регулирование инвестиционной деятельности в отличие от регулирования ГЧП реализуется вполне успешно на протяжении последних лет. Согласно пункту 2 статьи 1 Закона РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 « Об инвестиционной деятельности в РСФСР» инвестиционная деятельность представляет инвестирование и совокупность действий направленных на реализацию инвестиций.  Кроме того, согласно абзацу 3 статьи 1 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» «инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». В соответствии с абзацем 2 статьи 1 закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ « инвестиции — это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».
     Проведя анализ вышеуказанных положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ и законодательства об инвестициях, следует сделать вывод о том, что у этого пра.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44